Как-то давненько набрёл на меня журналист местного СМИ, расспрашивает, с чего начинали, у кого учились, где берёте материалы... И вдруг... известны ли Вам какие-нибудь секреты?
Почесал я затылок. Что есть секрет? Некая информация, известная ограниченной группе лиц, оберегаемая этой группой от разглашения. Воображение тут же рисует людей в чёрных плащах с капюшонами... правая рука у каждого за пазухой и что-то сжимает...
А в реале всё прозаичнее. Во времена огалтелой гласности один тип, имеющий отношение к разведструктурам, в телеинтервью поведал: 70% информации о потенциальном противнике разведструктуры получают путём анализа открытых источников, главным образом – из числа СМИ. Публикации о запусках спутников далеко небезынтересны тем, кто интересуется развитием ракетного оружия в той же стране, и т.д.
Кладу перед моим спецкорром книгу А.Л. Кузнецов. Акустика музыкальных инструментов,
и говорю:
– Масса моих соратников эту книгу не читали, и не хотят. В нашем гитарбилдинге понятие секрета резко изменилось – теперь это содержащаяся в открытых источниках информация, известная лишь ограниченной группе лиц, потому что основная масса по дурости и лени не желает её изучать. Так что это секретная книга. Что в ней написано, известно единицам. О том, что видели её у меня – никому... иначе...
Что палисандровая гитара лучше кленовой, известно всем. Точнее, это им кажется, что они – это все, но пусть это будет ещё одним нашим секретом. Объяснить, почему, способны немногие. Чтобы объяснить, почему скрипки делают всё же из клёна, необходим доступ к суперсекретной информации. Вы готовы? Вперёд!!!
Усреднённо-приблизительные показатели по акустической константе для палисандра – 6, клёна – 8, ели – 12. Если сделать из этих материалов одинаковые по форме и размерам деки, их основные частоты будут в той же пропорции. Это теория. А на практике?
На практике деки скрипки настраиваются в квинту, гитары – в октаву, вот вам и соотношение 12/8 и 12/6. В случае с кленовой гитарной задней декой само по себе повышение резонанса неопасно, в смычковых инструментах, как видим, резонансы с таким интервалом чётко прослушиваются, схождение ещё не возникает. Плохо то, что на "законном" месте остаётся провал. Плюс завышение резонанса грифа всё на ту же кварту... Ничего хорошего. Что же делать. У наших "мастеров и знатоков" один ответ - "делать из палисандра, других решений нет". Нет? Ой ли.
Палисандровый гриф делается в радиальной распиловке (годичные слои перпендикулярны рабочей поверхности), если кленовый сделать в тангентальной (параллелно), резонанс понизится на кварту (8/6), как на заказ. А что с дном? А что делает навивка на струнах? Увеличивает массу рабочей части, понижая частоту. Надо увеличить массу дна, по возможности не увеличивая жёсткость, и привести частоту к нужному значению. Например, в районе, где на передней деке подставка, наклеить изнутри несколько кубиков со стороной 15-20мм из того же клёна. Я, правда, предпочитаю для таких целей буковые цилиндрики, потому что их у меня полно. Со свалки мебельной фабрики. Если их клеить не кучей, а с умом в разных местах, да по обеим декам (с умом, повторяю), можно много красивостей в звук привнести. Утяжеление головы грифа так же понижает его основной тон.
Имеется и другой вариант. Можно увеличить площадь дек, главным образом, за счёт длины. Для передней понижение компенсировать более сильными пружинами. Гриф можно заузить, или удлинить, а лучше помаленьку того и другого. И что получилось? Лично у меня много лет назад получилось такое, что когда я через некоторое время увидел джамбу, был немало удивлён - один в один, позже выяснилось, что рисунок пружин передней деки разный.
И на десерт – самое простое – делая один в один, палисандр следует заменять ясенем, а не клёном.
И тут мне вспоминается фразочка с Шамрильни:
«Гитарное» дерево (палисандр, махогон) отличается, прежде всего, плотностью, ценой и внешним видом. Гитара опытного мастера из палисандра будет всегда звучать лучше гитары неопытного мастера из клёна, например.
Шедевр! Два подлежащих, два сказуемых, а агрессивное невежество торгаша – как на картинке в учебнике биологии, с костями и говном.
Это Борис Бельский, гитара Миколы Руденко – оба фанатики и ярые проповедники палисандра. Приобретя эту гитару Бельский в послепокупочной горячке объявлял её великим шедевром. М-да... Не знаю, как в Киеве, а у нас в Кирове такие шедевры продаются в любом гитарном магазине.
А это – Пепе Ромеро, гитара работы Хосе Рамиреса III. Как видим, хороший мастер сделает из клёна лучше, чем Миколка из палисандра. Слишком много информации он сам от себя засекретил.
Хотя и из палисандра гитара может хорошо звучать.
Вот мы и подошли к Главному Вопросу – чем Мастер отличается от самодельщика. В инете приходилось читать на полном серьёзе сказанное, что мастер – тот, кто использует дорогие заморские материалы. Это мнене стоит лишь того, чтобы над ним посмеяться.
Мастер – тот, кто умеет делать звук. А имея знания, звук можно делать из различных материалов, и выбирать лучшие материалы для конкретных задач – тоже.
А самодельщик может делать лишь по чужим чертежам, Лучший материал для него – тот, под который составлены имеющиеся у него чертежи, всё остальное – г... Сказать по секрету, какой материал практически идентичен по свойствам палисандру? Текстолит.