CТÃРЫЙ ГРИФ

Приветствую Вас, Гость


Регистрация
| Вход

ГЛАВНАЯ

Гитарный гриф

Гриф «секретно»

В зоне
логических аномалий

Статьи разных авторов

Олег Кригер

uCoz

•ГИТАРНЫЙ ГРИФ••Мои статьи

Лампы – транзисторы

Первые транзисторы были очень несовершенны. Лампам они в подметки не годились. Маломощные, с плохой частоткой, с из­вилистой вольтамперкой... Справедливости ради надо сказать, что первые лампы были не лучше. Им просто больше повезло в том плане, что сравнивать их было не с чем. Они были очевидным научно-техническим прорывом. А наука и техника на месте не стояли, и к моменту появления транзисторов лампы практически достигли предела своего совершенства.

Перед транзисторами встала задача по внедрению в массовое производство. Для этого надо было найти сферу применения, где они были бы лучше ламп. Нелёгкая задача... Едва ли не един­ственным местом, где они пришлись ко двору, стала телефонная связь. Мощи и качества усиления здесь не требовалось, а мень­шие габариты экономичность и долговечность решили вопрос в их пользу. Так они нашли место под солнцем, то есть стали выпускаться массово, что дало базу для исследований и новых разработок.

Следующим шагом стало внедрение в бытовую технику. Чуть более совершенные модели позволили изготавливать портатив­ные приемники, в просторечии так и называвшиеся транзисто­рами.

В шестидесятые годы было стильно прогуливаться вечерком по улицам с работающим транзистором в руке, напрягала только зависимость от радиоцентра – приходилось слушать то, что передавали, а станций тогда было всего две. И поэтому появились транзисторные магнитофоны – сперва бобинники, а следом и кассетники.

Но пока еще транзисторы воспринимались как детали для телефонной связи да для молодежных игрушек. И как ни последователен был ход новой технологии, для многих стало неожиданным появление мощных и качественных транзисторых усилителей, предназначенных для озвучивания парков, стадио­нов, киноконцертных залов.

Вот тогда то и начался непрекращающийся до сей поры холивар о великолепии лампового «тёплого» и транзисторного «жёсткого» звучания. Транзисторам приписываются все смертные грехи – высокий уровень гармоник, бездушность, а лампам – все благодетели: мягкость, теплота. При этом люди не хотят понимать, что если исходный звук не был «тёплым», а в ламповом усилителе стал, то это неверная передача сигнала, попросту – искажение. А транзисторный звук кажется холодным благодаря высокой верности передачи, что является залогом высокого качества.

Возникает вопрос – что мы хотим, высокой верности передачи или приукрашенного усилителем звучания. При выборе аппарата для прослушивания фонограмм многие теряются с ответом, а вот в отношении усилителя для гитары мнение единодушное – конечно, приукрашенный искажениями звук предпочтительнее. Хотя бы, что такое перегруз с точки зрения технаря? Пиковое искажение! Ответ готов.

Всё верно, только почему то многие делают из этого вывод, что вопрос полностью решен в пользу ламп. Так ли это?

В 80е, еще при Брежневе я входил в группу изуверов, ствивших антигуманные эксперименты на живых людях. (Привлечь меня не выгорит – срок давности истёк). Как ни жаль несчастных подопытных, поведение некоторых из них было смехотворным. Глядя на свечение нескольких дохлых ламп, добытых в мусоре в телеателье и слушая звук серийного советского усилителя «Одиссей» (транзисторного, естественно), они отпускали сентенции типа «На транзистрах такое никогда не будет возможно», глядя же на гротескных размеров радиаторы и слушая умело замаскированный «Маршалл» (единственный в городе в то время, еле выпросили на три часа!) надували щеки помидором и изрекали:«Фу, ну что за звук может быть на транзю­ках!»

И вот в XXI веке читаю я у одного псевдознатока озабоченную фразу: «Удастся ли инженерам получить на трех разновидностях транзисторов тот самый... ламповый... тёплый...» Успокойся, сердешный, инженеры сорок лет назад всё получили. Читал Булгакова? Знаешь где живет разруха? Эта проблема там же. А нужные искажения получаются примитивными устройствами, которые начинающему радиолюбителю под силу сотворить.

Да, психологические (да и психиатрческие) факторы нередко выдаются за технические, и часто оказываются важнее них.

Стоит ли ожидать скорого перехода гитаристов на транзис­торные усилки? Некоторая часть давно играет на них, остальных удерживает психология. И дело не только в предвзятых взглядах на элементную базу, но и в используемой системе в целом. А система эта с точки зрения многих технарей, моей в том числе, весьма ущербна. Но при этом она именно система, ее сложно совершенствовать, проще поменять. Но проще лишь технически, а психологически – ой-ей. Инерция упертых гитаристов непреодолима.

Да уж, снимать звук с динамика микрофоном чтобы подать на вход еще одного усилителя – технический моветон и предмет бесконечных препирательств гитаристов со звукоинженерами. И лампы в этой уже психологической системе, играют роль опоры.



И раз пошла такая тема, не обойти вопрос об аналоге и циф­ре. Абсолютное счастье для некоторых – это слушать винил через лампу. Про лампу уже написано достаточно, а винил – почти что материальное воплощение аналоговой идеи. В сатанинских экспериментах нужды нет – ситуация и так даёт обширные возможности для удовлетворения садистских наклонностей.

Спрашиваем у аудиофила – ежели взять CD и переписать на винил, получится то самое абсолютное счастье? В ответ – возмущенное фырканье, нет, конечно, в звуке уже всё выхолощено и убито бездушной цифрой. Это уже…

Вот тут то мы и вонзаем в несчастную жертву хищный клюв – объясняем, что в студийной записи цифра применяется с ;середины 70х. БОльшая часть его любимых дисков – то самое… о чём говорили…

Вообще то негативное отношение к цифровому звуку сложи­лось исторически. Нет, цифровые устройства, поступающие в продажу, никогда не уступали качеством аналоговым. Единственный их недостаток состоял в астрономической стоимости. Далее вспоминаем басню про лисицу и виноград... да, классовая ненависть стала основой закидона о неполноценности цифрового звука. И хотя основной недостаток давно преодолён, инерция пролетарских масс велика, её хватит ещё на много лет.


И о шеллаке… При чём здесь шеллак? Да при том, что теперь очень ясно вырисовывается исток многих закидонов, этакий закидон-отец. Суть его в том, что всё новое хуже старого. Методы, материалы, конструкции. И лелеют его люди технически невежественные.


Следующая страница: Немного металловедения
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: