Андрей Бронников
Лампы – транзисторы
Первые транзисторы были очень несовершенны. Лампам они в подметки не годились. Маломощные, с плохой частоткой, с извилистой вольтамперкой... Справедливости ради надо сказать, что первые лампы были не лучше. Им просто больше повезло в том плане, что сравнивать их было не с чем. Они были очевидным научно-техническим прорывом. А наука и техника на месте не стояли, и к моменту появления транзисторов лампы практически достигли предела своего совершенства.
Перед транзисторами встала задача по внедрению в массовое производство. Для этого надо было найти сферу применения, где они были бы лучше ламп. Нелёгкая задача... Едва ли не единственным местом, где они пришлись ко двору, стала телефонная связь. Мощи и качества усиления здесь не требовалось, а меньшие габариты экономичность и долговечность решили вопрос в их пользу. Так они нашли место под солнцем, то есть стали выпускаться массово, что дало базу для исследований и новых разработок.
Следующим шагом стало внедрение в бытовую технику. Чуть более совершенные модели позволили изготавливать портативные приемники, в просторечии так и называвшиеся транзисторами.
В шестидесятые годы было стильно прогуливаться вечерком по улицам с работающим транзистором в руке, напрягала только зависимость от радиоцентра – приходилось слушать то, что передавали, а станций тогда было всего две. И поэтому появились транзисторные магнитофоны – сперва бобинники, а следом и кассетники.
Но пока еще транзисторы воспринимались как детали для телефонной связи да для молодежных игрушек. И как ни последователен был ход новой технологии, для многих стало неожиданным появление мощных и качественных транзисторых усилителей, предназначенных для озвучивания парков, стадионов, киноконцертных залов.
Вот тогда то и начался непрекращающийся до сей поры холивар о великолепии лампового «тёплого» и транзисторного «жёсткого» звучания. Транзисторам приписываются все смертные грехи – высокий уровень гармоник, бездушность, а лампам – все благодетели: мягкость, теплота. При этом люди не хотят понимать, что если исходный звук не был «тёплым», а в ламповом усилителе стал, то это неверная передача сигнала, попросту – искажение. А транзисторный звук кажется холодным благодаря высокой верности передачи, что является залогом высокого качества.
Возникает вопрос – что мы хотим, высокой верности передачи или приукрашенного усилителем звучания. При выборе аппарата для прослушивания фонограмм многие теряются с ответом, а вот в отношении усилителя для гитары мнение единодушное – конечно, приукрашенный искажениями звук предпочтительнее. Хотя бы, что такое перегруз с точки зрения технаря? Пиковое искажение! Ответ готов.
Всё верно, только почему то многие делают из этого вывод, что вопрос полностью решен в пользу ламп. Так ли это?
В 80е, еще при Брежневе я входил в группу изуверов, ствивших антигуманные эксперименты на живых людях. (Привлечь меня не выгорит – срок давности истёк). Как ни жаль несчастных подопытных, поведение некоторых из них было смехотворным. Глядя на свечение нескольких дохлых ламп, добытых в мусоре в телеателье и слушая звук серийного советского усилителя «Одиссей» (транзисторного, естественно), они отпускали сентенции типа «На транзистрах такое никогда не будет возможно», глядя же на гротескных размеров радиаторы и слушая умело замаскированный «Маршалл» (единственный в городе в то время, еле выпросили на три часа!) надували щеки помидором и изрекали:«Фу, ну что за звук может быть на транзюках!»
И вот в XXI веке читаю я у одного псевдознатока озабоченную фразу: «Удастся ли инженерам получить на трех разновидностях транзисторов тот самый... ламповый... тёплый...» Успокойся, сердешный, инженеры сорок лет назад всё получили. Читал Булгакова? Знаешь где живет разруха? Эта проблема там же. А нужные искажения получаются примитивными устройствами, которые начинающему радиолюбителю под силу сотворить.
Да, психологические (да и психиатрческие) факторы нередко выдаются за технические, и часто оказываются важнее них.
Стоит ли ожидать скорого перехода гитаристов на транзисторные усилки? Некоторая часть давно играет на них, остальных удерживает психология. И дело не только в предвзятых взглядах на элементную базу, но и в используемой системе в целом. А система эта с точки зрения многих технарей, моей в том числе, весьма ущербна. Но при этом она именно система, ее сложно совершенствовать, проще поменять. Но проще лишь технически, а психологически – ой-ей. Инерция упертых гитаристов непреодолима.
Да уж, снимать звук с динамика микрофоном чтобы подать на вход еще одного усилителя – технический моветон и предмет бесконечных препирательств гитаристов со звукоинженерами. И лампы в этой уже психологической системе, играют роль опоры.
И раз пошла такая тема, не обойти вопрос об аналоге и цифре. Абсолютное счастье для некоторых – это слушать винил через лампу. Про лампу уже написано достаточно, а винил – почти что материальное воплощение аналоговой идеи. В сатанинских экспериментах нужды нет – ситуация и так даёт обширные возможности для удовлетворения садистских наклонностей.
Спрашиваем у аудиофила – ежели взять CD и переписать на винил, получится то самое абсолютное счастье? В ответ – возмущенное фырканье, нет, конечно, в звуке уже всё выхолощено и убито бездушной цифрой. Это уже…
Вот тут то мы и вонзаем в несчастную жертву хищный клюв – объясняем, что в студийной записи цифра применяется с середины 70х. БОльшая часть его любимых дисков – то самое… о чём говорили…
Вообще-то негативное отношение к цифровому звуку сложилось исторически. Нет, цифровые устройства, поступающие в продажу, никогда не уступали качеством аналоговым. Единственный их недостаток состоял в астрономической стоимости. Далее вспоминаем басню про лисицу и виноград... да, классовая ненависть стала основой закидона о неполноценности цифрового звука. И хотя основной недостаток давно преодолён, инерция пролетарских масс велика, её хватит ещё на много лет.
И о шеллаке… При чём здесь шеллак? Да при том, что теперь очень ясно вырисовывается исток многих закидонов, этакий закидон-отец. Суть его в том, что всё новое хуже старого. Методы, материалы, конструкции. И лелеют его люди технически невежественные.
|