СТАРЫЙ ГРИФ
Вторник, 19.03.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная статьиРегистрацияВход






Статистика

Немного металловедения

Андрей Бронников

Немного металловедения

Читая в интернете статьи об изготовлении гитар я, конечно, не мог не прочитать советы по изготовлению анкера. И вот что удивило: авторы в один голос утверждают, что анкер следует делать из некалёной стали, кое-кто даже уточняет: отожженной. В итоге договариваются, что надо делать из ст3.

Дилетантов часто удивляют утверждения профессионалов, но здесь проблема в том, что в металловедении и термообработке профессионал – я. И фишка в том, что очень важным свойством анкера является стойкость к длящимся нагрузкам, в чём некалёные, а тем более отожжённые стали имеют явно недостаточные показатели.

Разумеется, я пытался выяснять у ребятишек, почему они так считают. «Калёная сталь хрупка, анкер может просто сломаться» – объяснил один «знаток». С этим всё ясно, обыкновенный придурок, со знающим видом рассуждающий о том, в чём не смыслит. Спросил его, как он считает, рессоры в автомобиле тоже некалёные? От ответа он воздержался.

Другой ответил: «Анкер выравнивает гриф не высокой упругостью, а натяжением». Истинная правда, для компрессионного анкера не нужно высокое сопротивление поперечному изгибу, нужна, как уже отмечено, стойкость к длящимся нагрузкам. Ободрённый такой оценкой, собеседник продолжает: «Анкер надо делать из стали ст3, можно резьбу немного подкалить». Уже лучше, понимает, что калить можно не только до твёрдости сверла по металлу. Но тоже придурок: ст3 не «подкаливается».

И что забавно, все отмечают недолговечность анкеров на фирменных гитарах.


Разберёмся, что происходит в структуре стали при закалке. С уроков химии мы помним, что железо имеет разную валентность при разных температурах. И ещё помним, что кристаллы, состоящие из одних и тех же атомов, но имеющие различную форму, образуют резко отличающиеся по свойствам материалы.

Вот и возьмём деталь из стали марки ст45 и нагреем до температуры изменения валентности, и даже выше, чтобы наверняка. Что произойдёт? Перестройка кристаллической решётки, в профессиональной терминологии – фазовое превращение. Если теперь мы охладим эту деталь на воздухе, кристаллическая решётка вернётся в исходное состояние.

Это мы провели нормализационный отжиг, в просторечии называемый нормализацией. Процедура полезная после ковки, гибки, сварки, цементации (правда, ст45 не цементируется). Но если с такого нагрева мы остудим деталь в воде, кристаллы не успеют перестроиться, и мы получим резкое повышение твёрдости.

Вот только для такого повышения необходимо достаточное содержание углерода. В ст45 оно есть. В ст3, ст20 – нет. Так что подкаливайте резьбу на прутке из ст3, подкаливайте, о результатах можете не докладывать.


Попытаемся сделать калёный анкер-компрессионник. Возьмём сталь 65Г. В отличие от ст3 она закаливается, по науке говоря, является термоулучшаемой, и относится к пружинно-рессорным. Перед закалкой нелишне сделать нормализацию, а уж если мы сваривали или рихтовали, так обязательно надо, нагреваем 840°, охлаждаем в масле.

Попробуем на излом. Стержень сломается как деревянный карандаш. «Ну вот, мы же говорили!» Спокойствие, только спокойствие. Дело в том, что мы провели только один из двух этапов закалочного цикла. Второй этап называется отпуск. Для чего он? Отдыхаешь, загораешь, вино…

А если без шуток, то это очень важный этап. Во-первых, при закалке в детали образуются напряжения, отпуск их снимает, во-вторых, окончательная твёрдость детали находится в обратной зависимости от температуры отпуска. Поэтому не ломаем анкер, а помещаем в печь с температурой 350°, минут на сорок.

Теперь вам его не сломать, как бы он из рук не вырвался и не причинил травму. Ставьте такой в гитару, двести лет гарантия.


«Но ведь ст3, ст20 можно цементировать!» – заявляют любители поспорить. От дальнейшей дискуссии уклоняются, ибо снова не знают, о чём говорят. А я расскажу. Цементацией называется насыщение поверхности металла неким химическим элементом. В данном случае металл – не слишком чистое железо, а элемент – углерод. Технология грязная, энергоёмкая, длительная по времени. Далеко не везде, где делают термообработку металлов, делают и цементацию.

Но предположим, сделали вы анкер, нашли возможность зацементировать. Проверяем на изгиб… Гнётся как алюминиевая проволока. Сама по себе цементация прочность не повышает, она создаёт возможность сделать поверхностную закалку. Вы, кажется, именно от закалки и хотели отлынить? Не получается.

«А я вот Гибсон разбирал, так там анкер совсем мягкий…» – похваляется очередной оппонент. Любезный, а не находится ли это разбирание в причинно-следственной связи с прихождением анкера в негодность? По-русски говоря, ты его потому и разбирал, что анкер ёх, из-за того, что некалёный. Забавно так же, что эти мастера гнут пальцы: «Куда до нас фирмам, фу, серия…», а как что: «Фирмы вот так делают, значит, это правильно»

Почему же фирмы ставят фиговенькие анкера? Наберите в поисковике «плановый износ», и на вас обрушится вал статей о том, как фирмы предпринимают усилия чтобы ограничить срок жизни своих изделий, и зачем им это. В гитаре легко заменяется всё кроме деревяшек и анкера. А себестоимость калёного анкера в разы выше, чем сырого. Вы предлагаете фирмам за свои деньги создавать себе проблемы?

Лет 15 назад один известный певец купил пятидесятилетний кастомный Лес Пол, в нём анкер прекрасно работал. Сырому анкеру столько не прожить. Решать вам, конечно


Следующая страница: Хорошее? Плохое?
Категория: Мои статьи | Добавил: brand-v (30.12.2017)
Просмотров: 1012 | Теги: анкер, гитарбилдинг, закалка
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Гитарный гриф

Глухарь
Экскурс в акустику
Материалы и конструкция
Разлёт свойств
Волчки
Датчики
Лампы - транзисторы
Немного металловедения
Хорошее? Плохое?
Всё очень просто?
Один большой секрет
О настройке дек
История вопроса
Забытый блог
Страница ВКонтакте

Искажённый мир

Ментальные закидоны
Неоматериаловедение
Ох... понятная стaтья
«Мудрости» гитарных м-ов

Гриф «секретно»

Конкурс Литреса
Урок мужества
Тайна горного массива Луркох
Консультант-минус
Прощай, mail.ru
Общество содействия
Социальные лифты

В зоне логических аномалий

Часть I

Пролог
Ведьмы
Буря в стакане
Ода инструкции
Спокойные выходные


Часть II

На страже порядка
Чудесное обретение
Ночной дозор
Маразм крепчает
Последний парад


Часть III

Куём орала
Секреты мастерства
Снова в Зурбагане


Часть IV

Диванный стратег

Статьи разных авторов

Дмитрий Пикалов
«Мертвые» ноты


Н.Ульянов
Хорошо темперированная гитара -
мечта или реальность?


М.Порвенков
История развития


Пост с форума

И.Темеров
Размышления о мастерстве


Juan Saltoz
Древесина для гитар


Fuzz

А. Ефимов
Элитные группы,
их возникновение и эволюция


Марк Дейч
Столбовая дорога в ад


Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024