CТÃРЫЙ ГРИФ

Приветствую Вас, Гость


Регистрация
| Вход

ГЛАВНАЯ

Гитарный гриф

Гриф «секретно»

В зоне
логических аномалий

Статьи разных авторов

Олег Кригер

uCoz

•СТАТЬИ РАЗНЫХ АВТОРОВ••Копипаста.

Fuzz

«Родственнички» – гитарные эффекты: «овердрайв», «дистошн», и «фаз» отличаются степенью искажения звука. Даю характеристику изнутри – в смысле физических процессов и ГОСТовских определений:


«Овердрайв» – грубо говоря усилитель со значительной нелинейностью амплитудной характеристики во всём динамическом диапазоне, а не только «лёгкий перегруз». У идеального овердрайва Uвых является корнем квадратным из Uвх (приблизительно!), такой эффект напрямую обеспечивают непосредственно только триодные ламповые усилители без обратных связей, и эмуляторы на процах (со всеми вытекающими последствиями). Для посторения хорошего овердрайва на операционниках или транзисторах необходимы довольно сложные схемотехнические ухищрения.

«Дистошн» – это уже чистое ограничение звукового сигнала методом обрезания амплитуды. Методы тоже разные – или подача на вход обычного усилителя завышенного входного напряжения, так что его активные элементы заходят как в режми отсечки, так и в режим насыщения – самое жёсткое звучание с «песком», или классический диодный ограничитель – де-факто стандарт звучания дистошна (в меру грязноватый сигнал), или усилитель охватывается нелинейной отрицательной обратной связью, как правило, через диоды или диодно-резисторные схемы – так называемые «логарифмические усилители» – более мягкое и приятное звучание, хотя и недостаточно выразительное. К сожаленью, большинство дистошнов, даже известных производителей, схемотехнически построены без учёта особенностей работы активных и нелинейных элементов в граничных режимах (чего только стоят схемы на операционниках с ограничением по питанию – не рекомендованый производителями даных деталей режим и соответственно низкая надёжность или ламповые схемы с ограничением в выходных каскадах усилителей – «винтаж» на один концерт, а потом меняй севшие выходные лампы и сгоревшие трансформаторы). Пренебрежение особенностями схемотехники усилителей-ограничителей, являющиxся основой дистошна, и приводит к появлению «песка», «грязи» и «яда» в звучании большинства реализаций эффекта «дистошн».

Ну, и наконец, мой эффект-любимчик: ФАЗ. (В русской транскрипции слово «fuzz» правильно читается и произносится как «фаз», аналогично слову «джаз» (эти слова имеют некоторое этиологическое родство), а названия: «фузз», «фус», «фас» (слышал, но не запомнил, ещё несколько умопомрачительных народных названий этого эффекта) – это, простите, сленг. В фаз-эффекте полностью теряется огибающая входного сигнала – ровный по амплитуде звук, хотя его часто опять модулируют по амплитуде на выходе огибающей входного сигнала. Фаз до определённого уровня не чувствителен к наводкам и фону, но если фон и наводки превышают некоторое пороговое значение, их уровень становится соизмерим на выходе с уровнем полезного сигнала. Фаз – самый яркий гитарный эффект по преобразованию звука.

Так вот, основой любого фаз-эффекта является триггер Шмитта, и если в составе приставки-эффекта триггера Шмитта не имеется – это уже не фаз. Работа триггера Шмитта заключается в том, что он преобразует входной сигнал любой формы в прямоугольный с постоянной амплитудой и частотой равной частоте входного сигнала. Классический триггер Шмитта – двухтранзисторный (двухламповый) усилитель с положительной обратной связью, как правило, по цепи эммитера (катода). Хотя часто используются триггеры Шмитта на операционных усилителях, компараторах или специализированные микросхемы – триггеры Шмитта, имеющиеся в большинстве цифровых серий. Звук эффекта фаз имеет ярко выраженное «кларнетное», «органное», «трубное» звучание или кому больше нравится другое определение, и в общем справедливое для неудачных схем (подавляющее большинство), – «звучание циркулярной пилы». Дело в том, что триггер Шмитта правильно, с сохранением частоты исходного сигнала, преобразует только сигналы простой формы – чистую синусоиду одной частоты, «пилу», «треугольник» и другие, имеющие в своём составе 1-ю и ЕДИНСТВЕННУЮ основную гармонику и кратные гармоники уровнем не выше 30% от 1-й, а как раз гитарный сигнал, в чистом виде, такими свойствами не обладает. При подаче сложного сигнала на вход «фаз», на выходе появляются призвуки с уровнем равным основному тону, с музыкальным сигналом не имеющие ничего общего, вот почему большинство приставок «фаз» звучат как циркулярная пила. Фаз – 100% ОДНОГОЛОСНЫЙ эффект, даже квинты или большие терции, сносно проходящие через классический дистошн, через фаз не проходят – сплошной треск на выходе. Для того, чтобы гитара с фаз-эффектом звучала красиво – как синтезатор, орган, труба или «сигналы пришельцев» и «крики и рыки динозавров» – это зависит от фыльтров и модуляторов на выходе – на вход нужно подать довольно серьёзно обработанный гитарный сигнал. Сигнал от гитары должен быть отфильтрованный (как правило, следящий за 1-й гармоникой фильтр, на крайняк, эквалайзер), скомпрессированный (нормированный по амплитуде) (компрессор), ограниченный по амплитуде (дистошн) и в самом конце этой линейки преобразователей устанавливается, его величество, триггер Шмитта (+ делители, умножители, схемы совпадения и тд и тп – зависит от фантазии разработчика) – только тогда фаз звучит «синтезаторно», «космически» и просто красиво – не забывать о наборе фильтров на выходе. Для игры аккордами необходим шестиканальный звукосниматель и шестиканальный фаз – отдельно на каждую струну – схема громоздкая, сложная и дорогая, но непревзойдённая по богатству и красоте звука (классический и единственный пример любительского изготовления – нашумевшая и почти никем не повторённая полностью (я сам делал только рабочий макет лет 20 назад –дальше дело не дошло по разным причинам) гитара-орган В.Кетнерса – звучит красиво, но верх маразма по выбору элементной базы и трудоёмкости даже во времена Союза). Ещё классический пример фаз-эффекта реализован в так называемых MIDI-гитарах – дорогих студийных гитарных синтезаторах, в которых от гитары мало что осталось. Ещё одна любительская схема отвечающая всем критериям «правильного» фаз-эффекта, правда одноголосная и на устаревшей элементной базе, но очень хорошо звучащая опубликована в журнале «Радио» 1981 №5-6 (сдвоенный) стр. 63-67 «Приставка – преобразователь сигнала», автор В. Шутов. Кстати, в этой статье неплохо выложена теория работы фаз-эффекта (я тоже делал схему на основе этой, правда на нормальной элементной базе, полностью сохранив структуру устройства и алгоритм обработки сигнала – очень хорошо звучит) – вот собственно и весь список любительских схем «правильных» фаз-ов. Сравните, насколько схема Вашей «Фузз примочки» соответствует изложенным выше соображениям и приведенным схемам – насколько и её звук будет похож на нромальный звук фаз-эффекта. Если всё же хотите получить нормальный фаз-звук из готовых приставок то вам придётся нагородить из них такую гирлянду, естественно, согласовав все приставки по уровням сигнала. Перечисляю в порядке прохождения сигнала:
1 Экввалайзер или вау-вау.
2 компрессор.
3 Дистошн.
4 Fuzz-box (или подобная приставка).
5 эквалайзер + вау-вау или фленжер.
Примерно такую структуру имеют студийные приобразователи спектра для получения фаз-эффекта.

Вы скажете – а как же процессорные схемы? Да, если гитарный процессор обеспечивает весь комплект перечисленных выше преобразований (фильтрация, компрессия, ограничение, компарирование – собственно фаз и фильтрацию), то он даст необходимый, «правильный», звук фаз, но... я что-то не слышал среди звучаний имеющихся в продаже процессоров и выложенных записей на форуме, звуков похожих на студийные записи известных исполнителей – в принципе похожесть звучания имеется, да вот «чистота и прозрачность звука» – не та.



Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: