CТÃРЫЙ ГРИФ

Приветствую Вас, Гость


Регистрация
| Вход

ГЛАВНАЯ

Гитарный гриф

Гриф «секретно»

В зоне
логических аномалий

Статьи разных авторов

Олег Кригер

uCoz

•СТАТЬИ РАЗНЫХ АВТОРОВ••Эксклюзивно для СГ

Илья Темеров

Размышления о мастерстве

 
Самый страшный враг Знания – не его отсутствие, а иллюзия его наличия.
Стивен Хокинг

Мне часто приходится слышать от музыкантов, что они хотели бы мастеровой инструмент.

Причины разные: кто-то хочет «чтоб ни у кого не было», кто-то хочет стандартный инструмент, но лучшего исполнения, а кто-то и сэкономить. Но всех терзает один и тот же вопрос: какой мастер сделает все так, как надо? Мастеров нынче множество великое, и как правило, все из разных городов. Но как и везде, среди гитарных мастеров очень много дилетантов, а то и вовсе шарлатанов.

Я бы хотел поделится своими наблюдениями на эту тему, дабы облегчить муки выбора и помочь избежать разочарований. Как же отличить хорошего мастера от шарлатана? Я приведу несколько моментов, по которым можно снизить риски.

Итак, чертова дюжина пунктов, по которым НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ К МАСТЕРУ, ЕСЛИ ЭТО:

1. Самохвал

Хороший мастер никогда не будет себя нахваливать, да еще в письменном виде. Максимум, это написать «один из лучших». Но когда человек пишет: «только я могу, остальные – лохи», лучше не связываться.

Хороший мастер с удовольствием пред­став­ляет людям своих коллег – хороших мастеров (которых, как правило, немного). Самохвал – никогда! А если человек утверждает, что постиг всё в гитаростроении (как это обычно бывает у самохвалов), скорее всего у парня мания величия, ничего общего с реальностью не имеющая.

Прощаемся.

2. «Оборудование на много тысяч баксов»

Это реальная фраза, которую я увидел на сайте одного из горе-мастеров.

На самом деле, какое бы ни было дорогое оборудование, само оно ничего не делает (за исключением станков ЧПУ, с которыми тоже нужно уметь обращаться). Как правило, у хорошего мастера инструментов немного, и большинство из них самодельные (за исключением кусачек, плоскогубцев, отверток и электро­инстру­мента: электродрелей, фрезеров, токарных станков и т.д. хотя я видел и это сделанное руками мастера): ножи, стамески, стружкИ, различные струбцины и прижимы.

Плохой мастер всегда будет кичится дорогим (и обязательно АМЕРИКАНСКИМ) инструментом «замноготыщбаксов», наивно полагая, что на заказчиков это произведет впечатление по типу «чтобы лох цепенел».

3. «Вкладывание души»

Если мастер утверждает, что мастеровая гитара отличается от серийной тем, что «мастер в гитару вкладывает душу», бегите от него куда подальше. По своей же теории он должен искренне считать, что отверстие, сделанное ручной дрелью, будет «душевнее» аналогичного, сделанного электродрелью, что само по себе – абсурд. Такие люди мне больше напоминают служителей культа, нежели мастеров, ибо настоящее мастерство начинается там, где заканчивается работа станков.

4. Наш пострел к расстрелу поспел

Не секрет, что на изготовление одного инструмента у хорошего мастера уходит от пары месяцев до (больше для акустических гитар) нескольких лет. Но есть люди, которые умудряются сделать электрогитару за неделю.

Чисто технически это реально: склеить бланк корпуса, грифа, выпилить по лекалам, расфрезеровать полости под датчики, покрасить, установить фурнитуру и собрать полностью можно и за не­делю. Но есть нюанс: большинство мастеров пользуются клеями на водной основе(от костного и мездрового до ПВА). Какой смысл использовать СУХУЮ древесину (а большинство гитаристов утверждает,что древесина должна сохнуть несколько лет, и чем дольше – тем лучше),если после склейки влага от клея вновь попадает в древесину?

После склейки должно пройти несколько дней (а то и не­дель), прежде чем влага вновь будет удалена. Большинство же «мастеров» буквально на следующий же день начинают пилить, строгать и красить. 20 с лишним лет сушки псу под хвост. Как результат – гриф винтом в лучшем случае.

5. КИТАЙСКИЙ анкер

Многие современные мастера имеют свои группы в соцсетях, а у некоторых даже сайты есть, в которых они подробно показывают в фотографиях процесс изготовления своих инструментов. И я заметил одну и ту же деталь: большинство из них используют дешевые китайско-корейские двухсторонние анкера. И это на гитаре за 70-80 тыр.

С одной стороны вроде все ничего, задача анкера – помогать грифу справляться с натиском струн. Но, как говорится, «дьявол кроется в деталях» в буквальном смысле. Особенно в такой детали, как анкер. Изначально грифы были толщиной с добрый черенок от лопаты и не имели анкера. Но годы шли, грифы становились тоньше, и уже не справлялись с натяжением струн. И многие производители стали устанавливать в грифы анкеры, и параллельно замечать, что гитары стали звучать немного хуже.

Суть вот в чем: гриф гитары боди – основной резонансный элемент, от его конструкции и материалов зависит, будет ли звук глубоким и певучим, или он будет ярким и отрывистым. И анкер в этом играет не последнюю роль. Анкеры делятся на три типа: компрессионные (гибсон, фендер), смычковые (подавляющая часть китайско-корейских гитар), и туннельные (почти все ибанезы и многие японские гитары). Компрессионный анкер – это просто изогнутый пруток, зажатый в грифе. Влияние на звук присутствует, но оно минимально. Минусы этого типа-сложность установки (паз под анкер фрезеруется с изгибом, что требует определённых навыков и инструмента). Смычковый анкер – это два прутка (а зачастую пруток и пластина), которые зафиксированы вместе с одного конца, а с другого имеет гайку для регулировки. Причем некоторые анкера такого типа имеют регулировку как в одну сторону, так и в другую. Плюсы этого типа: простота установки (нужно просто сделать ровный паз вдоль грифа и вставить анкер.) Недостатки: в отличие от компрессионного анкера, зону действия которого можно задать при конструировании, имеет равномерный изгиб по всей длине, и это не очень хорошо.

Дело в том,что гриф у головки и у пятки имеет разную толщину (у головки тоньше). И равномерно работающий анкер, естественно, с большей охотой выгнет тонкую часть грифа, обеспечив устойчивый «горб» в районе 3-7 ладов. А еще очень часто обе составных этого типа анкера резонируют друг об друга, создавая неприятный призвук, от которого практически невозможно избавится. Ну и естественно, такой тип требует удаления бОльшего количества древесины из грифа, что не лучшим образом сказывается на звуке.

Третий тип представляет из себя пруток, уложенный в п-образный швеллер. Надо ли говорить, что материала под такой анкер убирается еще больше, а эффективность такого анкера сильно уступает двухстороннему и в разы уступает компрессионному. Грохот таких анкеров слышно невооруженным ухом.

К чему все эти подробности, большинство неблагочестивых мастеров ставят второй тип анкера. Причины банальны: быстро, дешево, не требует особых навыков, в то время как неправильно установленный компрессионник просто не будет работать, и продать такую гитару практически нереально. И устанавливая двухсторонний (как правило дешевый китайский) анкер мастер избавляет себя от ненужных хлопот, а гитару – от некоего количества звучания.

6. «Музыкальное дерево»

Тут все просто: как только вы слышите, как «мастер» делит дерево на музыкальное и немузыкальное, смело шлите его на ухо, ибо такого понятия в профессиональной среде просто не существует. Бывают неподходящие породы (например береза слишком гигроскопична, а бук подвержен «ведению»), но НЕмузыкального дерева не существует.

Особого разговора заслуживает устойчивый бред под названием «50-ти летний махогон». Один чудак на букву «М» пытался меня убедить, что его гитара сделана именно из такого материала. На вопрос, «а чем, собсно, отличается 50-ти летний махогон от 3-х летнего», последовал затяжной по времени ответ (примерно на полгода), какой я плохой мастер, что не могу их отличить, при этом сам так и не смог назвать ни одного отличия.

7. Гондурасский махогон

Пункт будет еще короче предыдущего, ибо гондурасский махогон занесен в красную книгу и запрещен к вырубке еще в 1974 году.

Мастера, предлагающие сделать гитары из этого материала, либо не разбираются в породах древесины, либо откровенные мошенники. И немудрено, ведь гондурасский махогон стоит раза в три дороже кайи, сапеле и т.д. и это дополнительный способ «навариться» на клиенте.

8. Клиент всегда прав

Возможно, в торговле или сфере обслуживания так и есть, но не в гитаростроении. Как правило, заказчик приходит под впечатлением от советов «знатоков» с гитарных форумов, и предлагает сделать то «полную экранировку гитары» (о которой речь пойдет отдельно), то вклеить болчёный гриф в целях получения невероятного сустейна, то еще невесть какую глупость. Так вот, если во время обсуждения будущего инструмента или ремонта мастер вам ни разу не возразил, смело говорим: «давай, до свидания».

Такого «мастера» интересует только финансовая сторона вопроса. Как будет звучать гитара, и будет ли, ему просто плевать. Настоящий мастер всегда укажет на ошибочное, если это действительно так, мнение клиента, и объяснит почему, а в некоторых случаях и отговорит от процедур, которые не сделают инструмент лучше (например, перекрасить из черного в белый).

9. «ПОЛНАЯ экранировка»

О емкостном эффекте гитарных шнуров и их качестве не писал только ленивый. О том, как металлические крышки «Гибсона» режут верха, знает каждый гитарист.

Но почему то многие продолжают верить в откровенно бестолковую процедуру (за исключением активных инструментов), как ЭКРАНИРОВАНИЕ. Скажу лишь, что при экранировании происходят те же процессы, что и в гитарном шнуре, и крышке датчика. Экран режет верха, причем гораздо сильнее, чем шнур. Понятное дело, что фон уменьшается, но вместе с количеством верхов. Мастер, занимающийся «полной экранировкой» всех гитар без разбора – такой же полный профан, потому как экранировать синглы бесполезно, а хамбакер не должен фонить по определению.

10. «Я ПРИКЛЕЮ ВСЕ ЛУЧШЕЕ СРАЗУ»

Тут тоже все просто: если мастер не может объяснить, зачем он склеил корпус из бубинги, корины, зебрано с топом из гнилого клена, с грифом из переклея амаранта и ованкола, значит он это сделал для красоты. Как это отразится на звуке (а при таком подходе скорее отрицательно чем положительно), он не знает, да его это и не волнует. Гитара готова, заказчик визжит от счастья глядя на фотографии, деньги уже на счету у мастера, все довольны и счастливы, как в конце фильма «Титаник». А через пару месяцев инструмент выставляется на продажу за полцены от изначальной.

Всё это время заказчик пытается убедить себя в том,что это тот самый звук,о котором он мечтал.

11. «Секретные материалы»

Очень часто приходится слышать, как «мастера» на весь интернет заявляют о своем «ноу-хау». То это «редкие породы дерева», то секретные технологии, типа беспрошлифовочной установки ладов. После того, как я спросил у такого «спеца», как им удается установить лады с точностью «до 0,2(!) микрона» по его же заявлению (подозреваю, что «мастер» и понятия не имеет, что означают эти цифры), без прошлифовки, он с гордостью ответил: НОУ-ХАУ! ВОЗМОЖНО И ТЫ КОГДА НИБУДЬ ДОЙДЕШЬ СВОИМ УМИШКОЙ ДО ЭТОГО.

Честно говоря, если бы я изобрел такой способ, я бы просто его запатентовал и продал права пользования всем гитарным фирмам мира за стотыщмильёнов, и жил припеваючи на миллионные гонорары за патент не работая ни дня, ибо ни одна гитарная фирма с ее инженерами до этого еще не додумалась. А самое смешное, на вопрос, почему бы ему так и не поступить, последовал весьма странный ответ: «а мы не жадные до денег».

Да-да, и это при цене то 12 тыр за переладовку!

В печь такого «мастера».

12. «Гитара студийного уровня»

А это уже привет из 80-х. В те времена был устойчивый стереотип, что гитара познается на студии. И многие в это верили и верят до сих пор. Был один такой субчик, который утверждал, что делает гитары «студийного качества». Что это означает, мало кто понимал, но все об этом говорили.

Сразу прощаемся с мастером без сожаления, по причине того, что в студии можно записать ЧТО угодно и КАК угодно. Это такое волшебное место, где даже безголосые поют. Стоит ли говорить, что в студии можно сделать с гитарой?

13. «Прикольный дизайн»

«Мастер» чересчур увлечен созданием новых форм в графическом редакторе. Удачный дизайн – успех в продаже, а неудачный – фиаско в звуке. При создании прототипа, настоящий мастер руководствуется расчетами и здравым смыслом, а не желанием создать очередной дизайнерский «шедевр».

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: