Андрей Бронников
История вопроса
Прямо скажем, мировым центром производства музыкальных инструментов Россия никогда не была. Начиная века с 18-го стали приезжать иностранные мастера, понятно, не из числа лучших. Ладно, хоть такие. Иногда они брали в ученики русских ребятишек, так что стали появляться и свои мастера. После так называемой Октябрьской социалистической революции владение собственной мастерской стало тяжким преступлением, и мастера независимо от национальности оказались вне закона. Самые шустрые подались на запад, судьба остальных была незавидной.
Правда, вскоре случилась Новая Экономическая Политика (НЭП), уцелевшим мастерам стало полегче. Мало того, тут же на западе грянул экономический кризис, и Советская Россия стала привлекательным местом для предпринимателей. Немец Беккер даже построил в Питере фабрику роялей очень высокого качества. Но вскоре НЭП была свёрнута, Великий Октябрь вернулся.
С этого момента советские фабрики стали производить музыкыльные инструменты с качеством ниже плинтуса, а штучное производство стало делом криминально-подпольным. Понятно, литература по данной теме почти не издавалась, учебных заведений не было ни одного. По слухам, в стране была пара-тройка артелей, которым было дозволено, да в высших и некоторах средних учебных заведениях имелись ставки мастеров по ремонту. Вот и всё. Понятно, все работавшие в этих артелях и на этих ставках были стопроцентными самоучками и мало что смыслили в ремесле. Но ещё незавиднее был удел тех, кто выбрал себе такое хобби – в продаже не было ни литературы, ни материалов, ни комплектующих, ни оборудования. Всё это заменяла мужицкая смекалка. Как творил советский подпольный гитарбилдер? Воровал.
Существовал, правда, НИИ Музпрома, но для тех, кто знает, что такое был СССР, не секрет, что это лишь вывеска, а реально НИИ занимался вопросами применения акустики в военных целях, а Музпрому внимания практически не уделял.
Однако в той системе был и плюс – в продаже не было и путных гитар, и изладить изделие вызывающее восхищение окружающих вполне реально было из подножных материалов чуть ли не перочинным ножичком, без каких либо знаний в акустике и прочей мороки.
Надо ли удивляться, что в стране были сущие единицы реальных мастеров, основная же масса называвших себя таковыми лишь копировала западные серийки, в мизерных количествах просачивавшиеся сквозь Железный Занавес.
Но Занавес в один прекрасный день рухнул, и... что?.. Может быть российский гитарбилдинг развивается семимильными шагами? Ничуть не бывало. Читаешь форумы типа Шамрильни, и зреет сценарий фильма «Мы из прошлого». Год так 1982й. Залез, значит, «мастер» в свою подпольно-подвальную мастерскую, принял допинг, поработал от души, принял релаксирующего (из того же горлышка, разумеется), вылезает - а на дворе 2012й. Парень мигом оценивает прелести нового времени – всё можно купить, и эбен, и механику «Шаллер», и фрезерную машинку, и шаблоны, и чертежи... Одно никак не может взять в разум – гитары тоже свободно продаются в огромном ассортименте, и своими копиями с дешёвых сериек он никого не удивит.
Только надо ли это снимать, когда более 90% наших билдеров – по психологии являются такими попаданцами. Парни пару месяцев потеют над поделкой, и не могут взять в толк, что на белом свете есть несколько фабрик, каждая из которых производит то же самое от 300 до 500 штук в день, и в ближайшем магазине они всегда в наличии. Да, ребята, в наше время мастер не тот, кто может сделать «от фирменной не отличишь», сегодня, чтобы называть себя мастером, надо быть на голову выше самой крутой фирмы. Так что шевелите мозгами, как вам в 82й вернуться.
Ещё один момент, тормозящий развитие гитарбилда – для того, чтобы стать Мастером, необходим недюжинный интеллект, хорошая обучаемость, креативность... Юноше, обладающему нужными способностями наше время предоставляет массу привлекательных альтернатив, поэтому в гитарбилдерской среде огромный процент – бездари неспособные.
|