СТАРЫЙ ГРИФ
Четверг, 26.12.2024, 14:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная статьиРегистрацияВход






Статистика

«Мертвые» ноты

Дмитрий Пикалов. г. Новочебоксарск

«Мертвые» ноты

Какую бы гитару ни брал в руки, я всегда обращал внимание на такой, так скажем, недостаток, как «мертвые» ноты. Это ноты на гитарном грифе, которые звучат сильно короче соседних, иными словами, громадный провал по сустейну. Большинство гитаристов, думаю, скажут, что как ни крути, а ноты на гитарном грифе отличаются по сустейну. Ну скажем, открытая струна явно звучит дольше, чем зажатая на 14 ладу. Тут же разговор про явные провалы по сустейну, т.е. к примеру струна на 12 ладу звучит нормально, а на 13 ладу очень быстро затухает.

В местном музыкальном магазине, на вновь приехавшей недешевой электрогитаре, так же была найдена «мертвая» нота. Мечты «сейчас найду гитару без «мертвых» нот и стану счастливым её обладателем» быстро разлетелись по осеннему Чебоксарскому ветру…


* * *

Прочитав статьи Андрея Бронникова, решил написать ему вопрос, какова же причина «мертвых» нот. Ответ был однозначным: резонансы конструкции.

Было решено провести исследование и устранение «мертвой» ноты на подопытной электрогитаре. Гитара была изготовлена в кружке по изготовлению музыкальных инструментов мастера Черняева Владимира Юрьевича в начале 2000-х. Гитара изготовлена в стиле Ibanez RG. На инструменте присутствует явная «мертвая» нота на соль-диез 1 октавы (13 лад 3 струна, 9 лад 2 струна).

Все нижеприведенные спектрограммы были сделаны с помощью ПО Spectralab v.4.32.17. Во вход звуковой карты компьютера была подключена вокальная радиосистема Electrovoice EV RE2. В непосредственной близости около микрофона производились простукивания различных частей гитары фортепианным молоточком.

В своей статье «Волчки» Андрей Бронников дает рекомендации по борьбе с волчками. И самый оптимальный способ – внесение инородных тел. А ведь фурнитура – это тоже инородные тела.

Первым делом на подопытной гитаре были проведены эксперименты с колками, и сразу же был получен промежуточный результат.
- Снимаем 1 струну и убираем с грифа колок 1 струны. Результатов нет. «Мертвая» нота на месте.
- Снимаем 2 струну и убираем с грифа колок 2 струны. Результат! Соль-диез (3 струна 13 лад) звучит как надо, не выделяясь сустейном с рядом находящимися ля и соль первой октавы.

Таким образом, практически сразу была локализована точка причины. На данной гитаре – это гриф, и скорее всего, его голова.

Посмотрим, какие резонансы присутствуют на грифе. Снимаем гриф, снимаем колки, простукиваем:


Спектрограмма 1. Гриф снят с корпуса, без колков.



Хорошо! Сразу видим пик на 409 Гц, а это совсем близко к 415 Гц, где находится проблемная соль диез. А что будет, если поставить колки?



Спектрограмма 2. Гриф снят с корпуса. Установлены все 6 колков.



А вот тут странно. Проблема наблюдается со всеми установленными 6-ю колками, а на 415 Гц ничего нет… Хорошо, смотрим, что происходит со снятыми колками 1 и 2 струны (это когда «мертвая нота исчезла»)


Спектрограмма 3. Гриф снят с корпуса. Установлены 4 колка (3-6 струны).



Хм, ну и здесь на 415 Гц ничего… Так, а если попробовать простучать конструкцию в сборе? Привинчиваем гриф к корпусу, ставим все колки, тремоло с пружинами на месте:


Спектрограмма 4. Гриф привинчен к корпусу, установлены все 6 колков, тремоло.



Сразу видим пик на 409 Гц. Полагаю, это он нам портит сустейн на соль диез. Дальше убираем колки 1 и 2 струны на конструкции в сборе:


Спектрограмма 5. Гриф привинчен к корпусу, установлены 4 колка (3-6 струны), тремоло.



Рядом с 415 Гц пиков нет.

Ну вот? кажется мы и нашли причину мертвой ноты.


* * *

Как теперь избавится от «мертвой» ноты? Мы получили результат снятием двух колков, а это извлечение инородного тела из конструкции, что влечет за собой повышение частот резонансов. За счет дерева мы можем повысить частоты резонансов путем укорачивания детали. На готовом грифе свободы работы с деревом практически нет, только голова. Результат со снятием двух колков подсказал решение. Колки 1 и 2 струны – переставить вниз, а то место, на котором они находились – отрезать, тем самым повысив частоты резонансов грифа в надежде приблизится к частотам резонансов со снятыми колками 1 и 2 струны.

Изначально колки стояли в ряд, форма головы была следующей (к сожалению, не нашлось фото лучшего качества, а до начала экспериментов просто забыл сделать фото нетронутой головы):


Рис.1 Форма головы, колки в ряд.



Дальше был эксперимент с удалением небольшого количества дерева нижней части головы:


Рис.2 Форма головы, колки в ряд, нижняя часть головы обрезана.



Дальше два колка отправились вниз, голова приняла следующий вид:


Рис.3. Форма головы, 2 колка переставлены вниз.



Ну и простукиваем гриф на полностью собранной конструкции:


Спектрограмма 6. Голова обрезана. Гриф привинчен к корпусу, установлены все 6 колков, тремоло.



Видим, что резонанс с 409 Гц уехал на 454 Гц. Это хорошо еще и тем, что 454 Гц находится аккурат между хроматическими ступенями (ля и ля диез первой октавы), тем самым мы не «задели» соседние ноты.

Надеваем все струны, слушаем. Соль-диез первой октавы звучит нормально, не выделяясь сустейном от соседних!


* * *

Логично закончить исследование выводами:
- Перенос готового дизайна на иные материалы не может пройти незамеченным. В данном случае гриф с головой Ibanez был изготовлен из березы. При изготовлении гитары резонансы грифа не были учтены.
- Любая конструкция требует настройки резонансов. Полагаю, что именно из-за того, что на любом серийном инструменте никто не заморачивается настройкой резонансов, эти самые недешевые серийные инструменты имеют косяки. Определенный дизайн перенесен на определенный материал – всё. Скорее всего, есть определенный процент серийных гитар, где перенос дизайна на материал работает, и резонансы оказываются на местах, но далеко не на всех.
- При настройке резонансов нужно учитывать конструкцию в сборе, а не отдельных её частей. В данном исследовании практика показала, что на резонансы конструкции влияет не только древесина, но и установленная фурнитура, а также место ее расположения.



Категория: Эксклюзивно для СГ | Добавил: brand-v (12.09.2020)
Просмотров: 919
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Гитарный гриф

Гитара без мифологии
Экскурс в акустику
Материалы и конструкция
Разлёт свойств
Волчки
Датчики
Лампы - транзисторы
Немного металловедения
Хорошее? Плохое?
Всё очень просто?
Один большой секрет
О настройке дек
История вопроса
Забытый блог
Страница ВКонтакте

Искажённый мир

Ментальные закидоны
Неоматериаловедение
Ох... понятная стaтья
«Мудрости» гитарных м-ов

Гриф «секретно»

Конкурс Литреса
Урок мужества
Тайна горного массива Луркох
Консультант-минус
Прощай, mail.ru
Общество содействия
Социальные лифты

В зоне логических аномалий

Часть I

Пролог
Ведьмы
Буря в стакане
Ода инструкции
Спокойные выходные


Часть II

На страже порядка
Чудесное обретение
Ночной дозор
Маразм крепчает
Последний парад


Часть III

Куём орала
Секреты мастерства
Снова в Зурбагане


Часть IV

Диванный стратег

Статьи разных авторов

Дмитрий Пикалов
«Мертвые» ноты


Н.Ульянов
Хорошо темперированная гитара -
мечта или реальность?


М.Порвенков
История развития


Пост с форума

И.Темеров
Размышления о мастерстве


Juan Saltoz
Древесина для гитар


Fuzz

А. Ефимов
Элитные группы,
их возникновение и эволюция


Марк Дейч
Столбовая дорога в ад


Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024