Андрей Бронников
Разлёт свойств
Представим себе, что мы заполучили шикарнейшую по звучанию гитару, аккуратнейшим образом сняли размеры, взяли те самые материалы, всё тютелька в тютельку повторили, а звук... Да, подобные попытки этим всегда и заканчиваются. И нас, разумеется, интересует, почему...
Дело в том, что материал тот, да не совсем. В технике существует понятие «разлёт свойств материала». Та же акусти-ческая константа, хоть и зовётся константой, но для разных образцов вроде бы одного материала различна. В результате обычно если не все, то большинство резонансов оказываются не на «своих» местах на частотной шкале, что не украшает звучание.
Самое плохое – когда два резонанса сходятся слишком близко. При этом вместо двух выразительных резонансов образуется один невнятный, плюс образуются мёртвые зоны на законных местах этих резонансов. Если мы делаем инструмент на 6-8 резонансов, пара-тройка схождений нам гарантирована. А это, в свою очередь, гарантирует паршивый звук. Конечно, хорошо бы взять материалы абсолютно идентичные по свойствам тем, из которых сделан образец, но вы же понимаете, что это нереально. Что же делать?
Настоящие мастера, делающие действительно высокопрофессиональные инструменты, выход знают: нужны некоторые коррективы в конструкции, компенсирующие отклонения свойств материалов. Делая некую модель, они изначально закладывают припуски где по длине, где по толщине, и затем, подрезая-подтачивая в нужных местах, добиваются правильных параметров резонансов, и, как следствие, прекрасного звучания.
А вы думали завиток на грифах смычковых инструментов – декоративный элемент? На каких-то действительно так, но на шедеврах нет ни грамма лишнего материала. Завиток – юстировочный орган резонанса грифа. (Вот почему безголовые электрогитары плохо звучат: убрали голову, резонанс резко завысился. Юстирнули, куда не надо.)
Правда, и в этом случае людская сообразительность подкреплённая Знанием находит решение: так красноярский (ныне уже сочинский) мастер Илья Темеров делая безголовый бас высверлил в верхушке грифа полость и залил её свинцом, чем поставил резонанс на место.
Но есть и другое решение – создать конструкцию с меньшим количеством формант, сделав расстояния между ними достаточными, чтобы не бояться схождений. Это, естественно, обеднит звучание, но зато избавит от необходимости кропотливой и очень квалифицированной наладки. Поэтому все серийно-конвейерные инструменты – малорезонансники. И... подавляющее большинство гитар ручной (якобы мастерской) работы – тоже.
Я уже упоминал о шкале «мясистость-читаемость», разберём это явление подробнее. На частотной шкале имеется место, на котором резонанс придаёт звуку «мясистость». Несколько выше – место, где создаётся читаемость. У профессиональных инструментов на обоих этих местах присутствует по форманте, (по классификации А.Л.Кузнецова это вторая и третья гармонические форманты), но в наладке они – едва ли не самое сложное. Поэтому серийщики и самопальщики делают исключительно такие инструменты, где вместо двух этих резонансов только один, где-то посередине, и отдувается за двоих. Зато налаживать вообще не надо. Ну, сместится эта форманта вверх – поменьше «мяса», получше читаемость, сместится вниз – наоборот. Вероятность, что форманта вообще уйдёт из заданного диапазона ничтожна (вообще-то у электрух за эту частоту отвечает корпус, и если его делать из ели – укатит очень высоко, с гарантией).
Вот поэтому я и определил для себя условия, которым должна отвечать мастерская гитара – не менее 6ти чётко выраженных резонансов, причём на мясистость и читаемость должно быть строго по форманте, никаких «один за двоих». Лишь достигнув соответствия этим условиям, я сочту возможным назваться Мастером. А что до тех ребят, что копируя серийки на 3-4 резонанса с одним на мясе-читаемости, величают себя Мастерами – о них речь впереди.
Вот теперь вам будет понятно, что я сделал с бриджем и струнодержателем, о чём обмолвился в главе «Офигенно хорошая статья». У той гитары совершенно не было верхов. Я просто сделал эти детали дающими высокие резонансы. «Фирменные» – полный мертвяк по акустике, вся радость, что блестят кичово, как ёлочные игрушки. Грамотное добавление сразу двух формант дало действительно резкое улучшение звука. Как видим, всё не так уж и сложно. Акустику надо изучать, а не руденок с хмаруками читать.
И уж совсем, я думаю, понятно, что если некий «мастер» авторитетно разъясняет нам, несмышлёнышам, что в гитаре никакие детали настраивать не надо, достаточно взять <em>те </em>материалы и хорошо сделать по чертежу, что изучение акустики – задротство, то никакой это на хрен не мастер, а самый обычный самопальщик с завышенной самооценкой, каких полно в любом райцентре. И все их разглагольствования о якобы вкладываемой душе – пустой базар.
Представим ситуацию руководства фирм, производящих серийку. С одной стороны, переход на модели требующие наладки – исключительно рискованная мера, да и специалисты нужного профиля и уровня – дефицит во всём мире. С другой стороны, необходимо выпускать инструменты высокого качества, хотя бы для элементарного выживания... В результате фирмы достигли практически максимума того, что можно достичь в безналадочном производстве. Поэтому «мастера», как правило, копируют серийку, уверяя окружающих, что делают, якобы, мастерскую работу. А потом жалуются: «В нашем городе есть музыкальное училище, так раньше студенты ценили мАстерскую работу и заказывали мне гитары, а теперь...»
Раньше, милый мой, у них не было выбора, а теперь есть. И в том, что китаянка за 300$ не оставляет твоему «мастерству» шансов, виноват только ты. Я сожалею.
|