Андрей Бронников
О настройке дек
На просторах гитаристских и гитарбилдерских форумов временами возникают вялые дискуссии на тему: «настройка дек – миф или реальная необходимость». Рассуждения ребят, незнакомых даже с азами музакустики, напоминают рисование с повязкой на глазах.
Запомнился аргумент одного хлопца, поведавшего, что Феликс Акопов якобы сказал однажды кому-то: «Поверь, это полная ерунда». Ну-ну.
Думается, вопрос следовало бы поставить шире – надо ли настраивать резонансы вообще, безотносительно, где они возникают. И сразу озадачиться вопросом – а что такое волчок? Волчок – это резкое увеличение громкости одной ноты по сравнению с соседними, в результате совпадения по частоте одной из первых гармоник с основной частотой одного из резонансов опор. Чтобы этого не происходило, очень желательно, чтобы эти основные находились между ступенями хроматической гаммы, т.е. отстояли от них на четверть тона.
Далее – откуда берутся мёртвые ноты? Здесь несколько сложнее, но причина та же – неудачное расположение резонансов. Ну, и конечно, схождения резонансов при попытках создания более богатого, чем на массовой продукции, звука. Как решать все эти вопросы, не отстраивая резонансы по параметрам, лично я не представляю. Если кто знает – поделитесь, клянусь, стану певцом вашего гения. Пока что единственный «вразумительный» совет – надо взять хороший материал, и всё чётко подогнать и склеить. Эх, ребята, знали бы вы, сколько я перевидал дров, выполненных по этому рецепту
А несколько лет назад на одном предприятии произошёл казус…
И как хорошо всё начиналось: получили заказ от армии на некое электронное устройство, в количестве 5 штук. Устройство очень старое, зачем оно снова понадобилось? Не будем вдаваться. Именно на этом предприятии оно когда-то производилось серийно, осталась документация, остались детали на складах. Начали делать… фейл. Не отвечает техническим требованиям. Протестировали детали – годные. Наладка требуется. Стали инженеры думать да прикидывать, как налаживать, но не получается. Стали искать людей, которые когда-то эти штучки потоком делали… иных уж нет, а те не помнят. Собрав более 20 штук, сумели 3 сдать!
Да, многие и многие изделия требуют в процессе изготовления наладки, причём зачастую она оказывается самым сложным и трудоёмким этапом. А вот что касаемо мастеровых гитар, оказывается, что здесь полный ажур – налаживать ничего не надо, всё само откуда-то возьмётся. И сам собой возникает вопрос – а в чём же тогда мастерство? Иными словами – что делают мастера при изготовлении гитар такого, что не делают на фабриках при изготовлении сериек? Ответ – в России подавляющее большинство называющих себя мастерами – ни-че-го. И каковы результаты?
В программе проходившего в Кирове международного гитарного фестиваля значился конкурс гитарных мастеров. Жюри сделало зрителям подарок – задержалось на час. За этот час все желающие смогли поиграть на конкурсных инструментах и составить представление о них. А я так ещё и успел переговорить с несколькими преподавателями гитары на тему реальной цены этих шедевров. Почти единодушное мнение – 15-20 тыров. Проще говоря, до профессионального уровня как до Луны.
Двумя днями раньше председатель жюри билдерского конкурса прочёл пространную популярную лекцию о гитарном мастерстве. Вся лекция сводилась к одному тезису – надо брать хорошие материалы, и больше ничего не надо. Чёткого понятия о том, что есть хороший материал, он дать не смог – снова пересказ старых закидонов, ничего более. Придётся самостоятельно попытаться подобраться поближе к понятию хорошего материала.
Несколько лет назад один закос под мастера, добровольно взваливший на свои костлявые плечи задачу по моему воспитанию в закидонном духе, на своём форуме эксклюзивно для меня не пожалел букв для пространного объяснения этой непонятки. Всё сводилось к двум словам: дорогой и заморский. Вот они, важнейшие технические параметры! Да будет известно всем стремящимся стать моим наставником и руководителем, что в Южной и Центральной Америке бразильский палисандр является местной породой, а ещё несколько десятилетий назад он там был дёшев. Из него избы строили, им печки топили. А тамошние мастера и не знали главного секрета…Во времена Страдивари и Гварнери волнистый клён в Италии стоил намного дешевле прямослойного. Ах, темнота средневековая, из дешёвки лепили!
Эти тезисы нам не годятся, надо искать другие. И чтобы искать с умом ответим на вопрос – происходит ли в гитаре что либо противоречащее законам физики, какие-нибудь мистические явления? Осмелюсь утверждать, что любой нормальный человек ответит: «нет». А раз так, получается, что верным признаком хорошего материала является соответствие некоему набору физических параметров, причём для разных деталей в разных конструкциях – свои комплекты численных значений. Получается, что фирма, занимающаяся серийным производством, может финансировать исследования по нахождению этих параметров, после чего промерять по ним каждую заготовку, и отсортировывать самые-самые для изготовления сказочно звучных инструментов, а цены на эти элитные инструменты с лихвой окупят затраты и на исследования, и на сортировку. Конечно же, у кустарей такой возможности нет, преимущество фирм очевидно. Гитарбилдер, проповедующий такой взгляд, автоматически помещает себя и всех одиночек, и табуреточников, и подлинных мастеров, во вторую лигу.
А ещё несколько лет назад по одному из центральных телеканалов была передачка об одном «мастере». Так он как нечто концептуальное заявил – «сделать гитару с заданным звуком невозможно». Во как! При этом о себе и своих шедеврах он высочайшего мнения. А я то дурак, всю жизнь думал, что высокое качество изделия есть соответствие неким заданным требованиям. Как же я заблуждался. Оказывается, шикарный звук можно получить не заморачиваясь вопросами, чем он будет обусловлен.
Или он хотел сказать, что хороший звук – дело случая? Тогда в чём мастерство? Снова мы видим явное преимущество крупного производителя. Если условно предположить, что в случайном порядке хороший звук получается у одной гитары из пяти, то, заказывая гитару мастеру, мы ставим на рулетку с пятью цифрами на барабане, а придя в большой магазин можем перебрать и пять и двадцать пять гитар, и выбрать по душе. Однажды мне приносили дредноут подшлифовать лады. Звук – чудо, на упомянутом конкурсе ни одну мастерку рядом не поставишь. Когда я спросил владельца, за сколько он его купил, ответ шокировал – 7 тыров! Поискал в магазине хорошенько, и нашёл. Кстати, ещё один случай опровержения закидона о жёсткой зависимости звука от стоимости материала.
Да, как я уже говорил, меня часто упрекают, что я якобы обсираю якобы мастеров. Но вот мы видим, что эти якобы мастера говорят о себе такое, что по здравому размышлению приходишь к выводу, что заказывать им инструменты нет смысла. И ладно бы отдельно взятый баран говорил за себя – «я не умею…», нет, надо сказать за всех. Один не умеет одно, и говорит за всех, другой – другое, и тоже говорит за всех, так и складывается, что все мы ни хрена не умеем. Вопрос – кто кого обсирает? Если вы что-то не умеете, и не собираетесь этому учиться, говорите за себя, тогда и я против вас ничего не скажу.
А между тем, ряд фирм занимается так называемым мелкосерийным производством. Суть его в том, что чисто изготовительные операции проводятся индустриально, но окончательную доводку проводят мастера. Интересно, что же они делают? У наших мастеров создание шедевра именно этими операциями и ограничивается...
Они делают Звук, приводят его параметры к заданным величинам. Эта работка резко сложнее и квалифицированнее, чем вся столярка, слесарка, покраска вместе взятые. В ней, в принципе, и состоит Мастерство.
Вот и добрались до ответа – настоящим мастером по музыкальным инструментам можно называть только того, кто умеет отстраивать резонансы, в том числе и на деках, и делает это.
|