CТÃРЫЙ ГРИФ

Приветствую Вас, Гость


Регистрация
| Вход

ГЛАВНАЯ

Гитарный гриф

Гриф «секретно»

В зоне
логических аномалий

Статьи разных авторов

Олег Кригер

uCoz

•СТАТЬИ РАЗНЫХ АВТОРОВ••Копипаста.

Пост с форума

На просторах интернета, на одном форуме, встретился вот такой пост:

Есть такое многоликое явление как игра в музыку.

То есть это некий движняк, не имеющий прямого отношения ни к музыкальному творчеству, ни к продвижению результатов творчества в массы.

Это и пресловутый GAS, и бурление говен на музыкальных форумах на тему восхваления/опускания чего-то музыкального.

Или, например, деятельность 99% музыкальных групп: покупают инструменты, тут же создают группу во вконтакте и выкладывают туда свои крутые фотки, собирают лайки девочек, параллельно несколько месяцев учатся играть вместе по репетицинкам и потом где-то выступать (иногда за свои же деньги) перед сверстниками, подружками и такими же как они. В общем, на этом быстро всё заканчивается, т.к. это просто игра в музыкальную группу. Таланта явно недостаточно, упорства – ещё меньше, зато куча амбиций и мечты о толстом слое влажных девчачих трусов на каждой сцене. В общем, пародия, пионерия, балаган...

НО! Есть другая, менее распространенная игра в музыку, про которую хочется рассказать – индивидуальное, так сказать, производство гитар мастерами на заказ. Таких мастеров буду называть гитарбилдерами (с англ. – guitarbuilders), чтобы не путать с мастерами, занимающимися исключительно ремонтом гитар, но не их производством.

Гитарбилдеры, конечно, люди творческие и лично мне очень симпатичны и уважаемы по определению. Но вот за эту статью я рискую быть приговорённым ими и их поклонниками не менее, чем к пяти годам расстрела гавном в унизительной позе без права на каску, но как говорится, «истина дороже» и у меня отпадёт необходимость в дальнейшем утомительно объяснять людям своё мнение по некоторым животрепещущим электрогитарным вопросам. Это сугубо моё частное мнение, но у меня есть веские причины так думать, поэтому, просто прочтите до конца.

В общем, есть такое явление, когда человек, умеющий играть на гитаре или косящий под такового, приходит к другому человеку, умеющему создать электрогитарный инструмент и они начинают общаться на тему гитар, древесины, железа, электроники, денег, воздушных замков, снова денег, снова древесины и снова воздушных замков и снова денег.... В результате общения гитарист начинает платить мастеру деньги, а мастер начинает на эти деньги что-то заказывать и работать сам – делать очередной электрогитарный инструмент. В итоге инструмент рождается, заказчик платит остаток и счастливый убегает домой – тыкать гитару в комбик и играть!

Вроде всё логично, и все вроде как довольны – гитарист получил гитару и у мастера бюджет в порядке. Но для чего это всё?

В бывшем СССР основная цель индивидуального гитарбилдинга на заказ непрофессионала с музыкой никак не связана. Это связано с фетишизмом и желанием почесать опухшее самомнение. Но не более. Если заказчик – не профессионал в своём музыкальном деле, то лично я не вижу принципиальной разницы между его и целями какого-нибудь он-лайн-задрота стать супер-перцем в любимой гейме. Тут недомузыкант и задрот в одинаковой иллюзии относительно себя, только второй не платит за это столько денег.

Вот мне как исключение ещё понятно желание заказать (или купить уже готовую мелкосерийную) гитару у мастера в случаях, когда это инструмент сделан по классическим спецификациям (или очень близким к ним) и по цене ощутимо дешевле, чем стоил бы аналогичный по качеству инструмент брендовой линейки. То есть сугубо из-за денег. Такова одна из особенностей гитарбилдинга в бедных центральноафриканских странах вроде нашей, где население в основном бедно, а за музыку платить вообще не приучено, и мастерство во имя музыки вынуждено затянуть пояс таким вот образом – делать гитары вроде бы как и не хуже, но немножко дешевле брендовых. Для гитарбилдера это минус – особо много не заработаешь, а для гитаристов плюс – почти дёшево, но уже вполне сердито.

Почему я сказал про самомнение и недомузыкантов? Заказ гитары мастеру закономерен, оправдан и вообще по фен-шую тогда, когда ты востребован как гитарист и тебя приходят послушать люди, при чём не просто так, а за деньги, и ты ИМЕННО НА ЭТИ ДЕНЬГИ (а не на зарплату старшего менеджера по сбыту этовокакево+продал папины жигули) заказываешь себе гитару у гитарбилдера. То есть, когда у тебя уже есть свой путь в музыке и именно такой инструмент был бы тебе хорошим подспорьем на этом пути. Или если вам нужно что-то очень нетипичное, типа уорр-гитары и прочих квадра-гуслей, которые в наших лесах отродясь не пробегали.

Остальные случаи заказов – просто блажь. Вся великая и не очень великая и просто хорошая гитарная музыка сыграна на серийных инструментах в серийную же аппаратуру.

Я честно несколько суток к ряду пытался вспомнить хотя бы одного музыканта с мировым именем, который играет на инструменте какого-то самостоятельного мастера. Пытался, пытался... Ближе всего к этому критерию оказался наш Энвер Измайлов. Чуток за границей его знают, и у него несколько таких инструментов. По меньшей мере один сделан в украинской конторе под вывеской Avaks.

Но это, как вы заметили, не индивидуальных рук дело – контора же.

Что? Не слышали про Avaks? А про Энвера Измайлова? Тоже нет!? Боже, как я ошибся!

Но даже если меня решительно подводит память и всезнающий google, а дотошный читатель таки ткнет меня носом хотя бы в десяток таких гитаристов, то что это изменит на общем фоне? Аж ничего. Не играют гитарные монстры на мастеровых инструментах. Иногда играют на кастомшопах. Иногда! Но куда чаще играют на серийных палках иногда имени себя любимого. Причём, модель гитары имени известного гитариста часто просто модифицированная для него вариация обычного серийного инструмента. Ну там другая электроника на нём, ну и... ручка громкости чуть ниже, например.

Судя по всему, в большинстве своём гитарбилдеры – это счастливые люди, ибо занимаются тем, что им нравится и экспериментируют с тем, что им нравится за счёт заказчиков. Их принято считать экспертами в малодоступных для обычных гитаристов вопросах типа «как будет звучать 8,5-струнный баритон с декой из махагони и с топом из корельской берёзы, с 2-миллимеитровой прослойкой из бубинга между ними, с глубоко (аж на 310,52 мм!) вклеенным грифом из ореха и накладкой из пао-ферро при наклоне головы грифа на 22,451 градуса, и со звукоснимателями EMG 808?»

Наверное, заказчики считают, что обилие хитро переклеенных экзотических пород древесины, состав клея, который варит мастер (ночью в полнолуние в балахоне, подсыпая в него сушёных кузнечиков и перхоть Алекси Лайхо), и перламутровый Микки Маус на 48м ладу дадут им + 5 к скорости, + 7 к мясу и +10 к общей звездатости в целом. У гитарбилдеров для вас свои легенды и маркетинговые мифы.

В итоге попытка владельца потом продать это мастеровое счастье хотя бы за 2/3 вложенных в него поТнокровных денег становится очень затяжным процессом. Ибо Tolik Customguitars никому не известен, т.е. лапша на ушах только у заказчика гитары и пары ему сочувствующих приятелей-гитаристов. Да и часто не стоит оно тех денег. А почему?

Во-первых, мастер хоть и может сделать ну очень качественный инструмент, но до начала работ он только приблизительно может прикинуть его звучание и вообще весь эффект от хитросклеенного сочетания древесины и данной конкретной электроники, что бы он клиенту не рассказывал. Кроме случаев, если он ранее уже делал такой же инструмент один в один.

Об этом нужно помнить. Мастер – не отделение customshop при известном бренде, соответственно у него нет времени, средств и наёмных работников и прочих ресурсов, с которыми он может позволить себе эксперименты с деревом, съёмниками и усилителями, чтобы иметь веское и самостоятельное мнение (в этом месте меня должны задушить струной от бас-гитары).

А у кастомшопов такие средства есть.

Во-вторых, про те же усилители... В различный аппарат каждый инструмент вполне может звучать очень по-разному. Ваш мастер держит у себя в мастерской несколько разнородных стеков? Ну, хотя бы для тестов того, что уже сделал?

В третьих, индивидуальность звучания вашей будущей электрогитары, про которую расписывают мастера, – это идея, которая в головах некоторых гитарных мастеров прямиком и без переосмысления перекочевала от гитар акустических на гитары электрические. Но эта идея для электрогитар, прямо скажем, не совсем закономерна.

Любой акустический инструмент, как и та же акустическая гитара, на выходе даёт законченный звук, мы слышим его на записях практически в нетронутом виде, он почти не обрабатывается и только чуть реверберации (и крайне редко – модуляции) добавляется для его выразительности. Поэтому качество и индивидуальность инструмента акустического всегда актуальна, ибо его звук принципиально ничем не улучшишь.

Электрогитарный же звук не рассчитан на самостоятельность в принципе, он обрабатывается по определению и часто до неузнаваемости. Даже чистый звук электрогитары мы всё равно слышим как минимум в связке её с усилителем и кабинетом, а они совсем не линейны по своим характеристикам, т.е это уже обработка. Про перегруженный звук я вообще молчу.

И вот тут хвалёная индивидуальность мастеровых инструментов может и не дать вам отстроить звук, ведь те же усилители тестировались и изготавливались в расчёте на более-менее стандартные гитары с их ТТХ, АЧХ. Включите Fender American Standard Stratocaster или Gibson Les Paul Standard в любой классический усилок с ручками на 12 часов и вы уже получите классический, "правильный" звук без купюр.

Останется разве что чуть подвести гейн под индивидуальное звукоизвлечение и ручки тембра - под свои ощущения. А вот ваш Tolik Customguitars с бубингой, лейсвудом, кориной и топом из огненного бамбука вполне может и не звучать на перегрузе, или звучать не так как надо, или пропадать в общем миксе.

Более того! Даже на какой-нибудь именитой забугорной студии звукозаписи гитариста с его кастомным ESP или Jackson вполне могут попросить отложить его инструмент в сторону и взять в руки воооооооон тот обшарпанный Gibson 1965 года и писать эту песню на нём. Догадайтесь почему.

Я лично считаю, что гитара не должна быть дорогой и должна быть предсказуемой по звуку. А вот индивидуальность должна быть в вашей музыке в целом и в вашей игре в частности. Не наоборот!

Спасибо за внимание.




После нескольких ответных реплик тот же автор добавил:

На мой взгляд, индивидуальное гитаростроение везде имеет своих поклонников, В силу того, как некоторые люди видят себя самого в этой жизни.

Поэтому, например, всегда будут существовать мелкие религиозные группы со своим особенным набором верований, куда человек идёт с убеждением, что он настолько особенен и путь его настолько индивидуален, что в толпе при крупной конфессии ему не место, и ему нужен только индивидуальный гуру с минимумом учеников, который его наконец таки поймёт, такого загадочного и особенного.

Утрирую, конечно, но суть, думаю, понятна. К индивидуалу-гитарбилдеру идут за такой же индивидуальной иллюзией.

Так и здесь – когда люди играют в музыку происходит подтасовка понятий – цель и средства меняются местами. В результате человек занимается не музыкой, а окружающей обстановкой.

Кстати, недавно хороший знакомый-басист купил 5-струнный бас в оригинальной комплектации производства г-на Лобанова. Парень играет в группе и они как раз собирались записывать на студии сингл. Всей группе бас не понравился уже сходу. Внешне всё идеально, но звук показался ребятам унылым и пустым. Но амиго бас таки купил, т.к. самому ему бас понравился (вернее то, что продавец ему про бас рассказал). Реальные проблемы всплыли на студии, когда выяснилось, что унылость баса не была общегрупповой звуковой галюцинацией, а была упрямым эмпирическим фактом – звукореж забодался вытягивать звук реампингами и прочими шаманскими бубнами. Вот вам и гитара именитого мастера. Прежний тайваньский Yamaha RBX был куда менее проблемной палкой.

Дабы никто не обиделся, не буду упоминать названий и имён, продавца тоже знаю (проф. реселер).

В который раз убедился, что люди в большинстве своём покупают не то, что лучше, а то, про что лучше расскажут.




А вот и видео к теме поста:





Всего комментариев: 0